Хотели бы вы узнать о том, что поможет сделать жизнь ваших детей радостнее и продуктивнее? Что поможет воспитать в них дисциплину духа и интеллекта, чего так не хватает в сегодняшнем мире? Хорошо, я могу рассказать вам об этом. Только маленькая проблема. Наша культура воспринимает это как некий анахронизм, нечто устаревшее и бесполезное, так что никто не видит смысла об этом думать.
Я говорю об историях в картинках, "комиксах". Эти истории могут быть забавными и в то же время назидательными, документальными или полностью выдуманными. Комиксы имеют возможность рассказать историю при относительно небольшой себестоимости и малых технологических требованиях, используя набор нарисованных картинок, оживленных через тексты комментариев и пузыри с диалогами героев.
Соблазн занятий высокими технологиями затмил интерес к этой уникальной, выразительнейшей форме искусства - комиксам. Годы моих исследований использования комиксов в христианском служении обнаружили следующее. Несмотря на злоупотребления гоняющимися за долларами мирскими издателями этим доступным средством информации, христианские издательства вплоть до последних десятилетий отводили комиксам особое место.
Задолго до того, как печатанные книги с картинками разошлись по Европе в XV веке, церковь использовала истории в картинках, нарисованные на стенах и окнах соборов, чтобы донести Благую Весть о Христе до неграмотных людей. "Мы учимся больше глазами, чем всеми остальными чувствами... Поэтому информация, полученная зрением (в картинках), запоминается лучше". Это цитата из предисловия к большой книге 1913 года "Краеугольные камни христианства", содержавшей комиксы на 691 страницах.
С точки зрения возможностей, эффективность комиксов в христианском служении так же очевидна в наше время, как и в 1913 году. Недавно редактор American Tract Society написал, что их европейский близнец, Swedish Tract Society (Швеция), рассказал, что евангелизационные трактаты, содержащие в основном текст, немедленно выбрасываются, а содержащие рисунки - сохраняются и их с интересом читают. Даже сегодня, несмотря на отсутствие должного уважения к комиксам, большой процент сюжетов в производстве более высоких технологий (фильмов, телесериалов, мультфильмов, видеоклипов), начинается в форме комиксов.
Кроме того, что комиксы имеют небольшую себестоимость, их легко перевести на сотни различных языков, так что их смогут смотреть и читать по всему миру. Взять к примеру хотя бы "United Bible Societies" в Нью-Йорке. Они в конце 80-х выпустили великолепно сделанных "Героев веры в комиксах".
Вероятно, большой иронией явилась книга Аллена Дугласа "Арабские комиксы". В то время как считается, что в Исламе запрещено использование изображений, Аллен утверждает: "Мусульманские комиксы (включая сделанные и по Корану) распространены значительно больше, чем комиксы христианские в Соединенных Штатах". Принимая во внимание ненависть мусульман к культуре США, это еще более поразительно!
В связи с тем, что у западного христианства уже была богатая традиция изобразительного искусства, мусульманские комиксы иногда (опять, по иронии) заимствуют образы из христианской традиции, например изображения сироты Мухаммада и его няни, Халимы, были скопированы с Марии и младенца Иисуса Христа.
Кроме дешевизны и простоты перевода, огромным преимуществом комиксов, выделяющим их из ряда высокотехнологичных конкурентов, является простота в обращении с ними. Я имею в виду, что комиксы всегда доступны для читателей. Они готовы к просмотру в любом месте и в любое время по выбору читателя.
Современная видеотехника в основном ставит пользователя в режим пассивного восприятия. Разум просто воспринимает подаваемую информацию. Комиксы же позволяют читателю активно участвовать в создании истории, мысленно и восприимчиво выстраивая связь между значением слов и изображений в каждом рисунке, от кадра к кадру, от страницы к странице.
В то время, как современные СМИ могут быть интерактивными, комиксы интерактивны в восприятии читателей. И мыслительный процесс восприятия комиксов является более благоприятным, что помогает читателям развивать и тренировать оба полушария мозга текстом и изображениями, в то время как другие высокотехнологические средства делают с самоконтролем пользователей, да и их взглядами, нечто иное.
Расширяющееся исчезновение положительных общественных ценностей, вместе с отсутствием тренировки умственных способностей и терпения, можно объяснить злоупотреблением этими высокотехнологичными средствами. Расстройство, именуемое "недостатком внимания", распространенное сегодня среди нашей молодежи, ярко показывает, что бывает, когда целое поколение имеет характер и взгляды, сформированные технологиями, в которых больше ценится скорость, чем правильность.
Современные няньки - телевидение, компьютеры и видеоигры - убедили разум полагаться на поток бесконечной информации, в то время как реальность и иллюзорность смешиваются и часто меняются местами. Привычка к моментальному получению информации настолько сузила внимание и концентрацию, что уже даже использование телефона старого образца с крутящимся диском может вызвать нервное расстройство.
Удивится ли кто, если подобное поколение прибегнет к спонтанным и быстрым методам решения своих личных или повседневных проблем, например, к оружию?
Замечено, что информация перерабатывается в мозге через образование зеркального отображения. Старое высказывание, относящееся к компьютерам, гласит: "Мусор внутрь, мусор наружу". Для людей результат определяется не только качеством информации, но многое зависит и от того, каким способом эта информация нам передается. Один эксперт по СМИ, Маршалл МакЛуан, сказал: "Средство и есть послание". И наши разум, характер и взаимоотношения, как живых существ, изменяются теми самыми средствами, которые развлекают и информируют нас. В конце концов мы сами являемся средствами, которые передают мысли другим.
Я не хочу сказать, что не существует хорошего и должного места для высокотехнологичных средств информации в нашей культуре. Я просто хочу сказать, что для всего - от низких до высоких технологий - есть свое место и время, и особенно - для развития характера и интеллекта. Тем не менее сегодня у детей нет возможности быть детьми. Они бомбардируются рекламой, которая рассказывает им, что они должны покупать и использовать, чтобы быть "деловыми", половозрелыми взрослыми. Потом те же самые идеи усиливаются в школах утверждениями, что они должны быть политически корректными, но духовно нейтральными людьми (почему же так популярно домашнее образование?).
Любой человек ничего не может сделать правильно, если средства массовой информации постоянно пропагандируют жизненный девиз: "Бери от жизни все" (быстро и вожделенно). Настало время ради нашей молодежи повернуть стрелки часов назад и дать им возможность понюхать живые розы, как имели возможность это делать когда-то мы. Мыслительный процесс, который заложен в самой сущности комиксов, способен помочь в этом. Он может дать свободу молодым читателям воистину «быть собой» в смысле поиска самих себя и формировании своего характера и личности, основанной на своей умственной деятельности, что лучше, чем поглощать непереработанную информацию через новые технологии, которые выполняют эту работу за них. Выражаясь другими словами, каждый человек должен иметь свободу формировать собственный характер без навязанного контроля над его разумом. И не имеет значения, насколько приемлем или незаметен этот контроль.
Конечно, все выглядит как безвыходное положение. В то время, как большинство нашего общества находится под влиянием технологических идей, что, конечно, правомерно с коммерческой точки зрения, остался ли еще кто-нибудь, кто может мыслить независимо? У кого есть смелость поступать правильно, а не быстро? Увы, немногие христианские издательства, например, такие как "InterVarsity Press", выпустившее книгу комиксов "Dr. Doctrine's Christian Comix" пару лет назад.
Единственным оставшимся укреплением от бывшей когда-то прочной крепости морали в США остается "Общество христианских художников-комиксистов" (Christian Comics Art Society). Это общество христианских художников, писателей и просто почитателей имеет обширный набор талантов. (Многие поддерживают это общество через журнал "Альфа Омега"). К сожалению, усилия этих талантов заметны лишь в нечастых черно-белых брошюрах маленького формата, издающихся самими авторами комиксов.
Мне только остается сделать предложение издателям: публикуйте качественные комиксы, содержащие христианские ценности, используя те таланты, которые готовы и хотят творить. Это предложение, соединенное с верой, размером в горчичное зерно (и книжкой чуть больших размеров) в сердце мудрого христианского издателя, может сделать тому издателю и нашей стране много доброго. Помните, "но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (1 Кор. 1:27)
Переведено со статьи
http://ccas.jesusanswers.com/cgi-bin/framed/2545/harry.htm[Информация] [Комиксы]
[Карикатуры] [Рисунки]
[Ссылки]
[На Главную страницу]